Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №154
с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников»
 

Развитие дивергентного мышления у старших дошкольников

В условиях современного времени все чаще слышим о том, что у детей плохо развита речевая активность, умение отвечать не односложно, и даже выстроить более или менее логический ответ на какое- либо задание, связанное с мышлением. И исходя из этого, образовалась очень острая и очень актуальная проблема – гибкость мышления.

Ведь через гибкость творческого мышления происходит полное становление ребенка в полноценную личность.

Мы все так привыкли всегда мыслить односложно и просто, ища самый легкий и простой ответ на тот или иной вопрос, исключая момент поиска и других, альтернативных решений на данные вопросы. И мы, не задумываясь такое мышление даем нашим детям, как самое верное, исключая возможности творчества и креативного мышления.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные проявлять творческую активность, быстро находить пути решения разных проблем, т. е. нестандартно мыслить. Основные мыслительные процессы формируются с раннего возраста и успешно развиваются по нарастающей. Но содержание программ дошкольного образования предполагает развитие у детей навыков конвергентного (стандартного) мышления, действия по определенному алгоритму. В то же время, вступившие в силу ФГОС дошкольного образования предъявляют к выпускнику детского сада требования в виде целевых ориентиров, достижения им определенных характеристик развития личности: проявлять инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности, обладать развитым воображением, уметь принимать собственные решения. В связи с этим, есть необходимость в активном стимулировании творческих процессов ребенка.

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями ребенка. Воображение является его центром. Выполняя какое- либо творческое задание ребенок, в творчестве может стать абсолютно новым, то есть определенно не сделанный шаблонно и, следовательно, нестереотипно.

В такой момент у детей старшего возраста начинает развиваться и обогащаться более активно воображение, расширяется познание, опыт и естественно интересы.

Когда ребенок находится в процессе творчества, он начинает испытывать массу положительных эмоций, как от самого процесса, но и от самого главного - полученного им результата.

В дошкольном возрасте мы всегда делаем акцент на развитие таких процессов, как память, мышление, восприятие, внимание. Тем самым нацеливая детей на более успешную в дальнейшем учебную деятельность.
Особенно старшие дошкольники любят заниматься творческой деятельностью, они с увлечением лепят, рисуют, танцуют, сочиняют сказки, небылицы, истории. И с каждым разом, чем сложнее задание, тем интереснее им искать нужное решение для его воплощения. Потому именно творчество делает жизнь ребенка богаче и интереснее. Именно в творческом мышлении ребенок себя раскрывает в независимости от своих личностных комплексов. В то время, как взрослый зачастую боясь ошибиться, стесняется их проявить. Потому дети искренни в проявлении себя в творческой деятельности. И именно в такие моменты можно подключать дивергентное мышление - как метод творческого, художественного мышления.

Дивергентное мышление - (от латинского «divergentis» - "расходящийся в разные стороны"). предполагает несколько или множество ответов на один вопрос. Дивергентная задача имеет множество решений и несколько ответов. Именно мышление в различных направлениях (дивергентное мышление) ученые считают основой творчества. Дивергентность - понятие очень тесно связано с понятием «творчество». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

При помощи такого мышления дети могут усваивать моральные и нравственные нормы, развивая умение различать многие, свойственные для человека, качества (сострадание и ненависть, добро и зло и т. д.)
Это мышление заставляет детей вкладывать смысл и понимание жизненных ценностей.

Дивергентного мышления бы не было без конвергентного, так как вся суть такого мышления, сводится к тому, что находя много вариаций решений поставленной задачи, сохраняет их и позволяет нам создают новую информацию из той, что имеется в сокровищнице памяти. Как дивергентное, так и конвергентное мышление можно и нужно развивать, и понимание особенностей каждого из типов помогает стимулировать его правильными методами и с наилучшими результатами.

Всем известно, что будущий успех ребёнка зависит не от того, что он знает, а от того, как он может применять свои знания. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить детей не концентрировать своё внимание на нахождение единственного решения, а рассматривать как можно больше вариантов.

Для достижения этой цели мы широко используем в образовательном процессе задачи дивергентного типа

Под задачами дивергентного типа понимаются задания, которые допускают существование нескольких правильных ответов. 

В детском саду ежедневно возникают ситуации, когда детям приходится чего-то ждать или часть группы детей отсутствует. Эти моменты мы стараемся заполнить чем-то полезным и интересным для детей. И часто на помощь приходят игровые образовательные ситуации: это игры по развитию мыслительных операций, креативности, логического мышления. Использовать задания для развития дивергентного мышления возможно и индивидуально, но в начальный период работы наиболее эффективны групповые задания. Эти задания практически всегда имеют игровую форму, которая позволяет вовлечь в мыслительный процесс даже самых пассивных детей.

Примеры игр.  В коробке спрятан предмет. Необходимо угадать, что там с помощью закрытых вопросов.

3. Усложнённый вариант этой игры – «Угадай, кто я?»  Игры со словами: «Словоассоциации». Игра на нахождение схожих признаков. Детям предлагается найти как можно больше схожих признаков для непохожих предметов (колодец – паркет, бревно-коробка, облако – дверь, кукла –снег). 6. Игра–задание «Найди как можно больше оригинальных применений для обычных предметов».

7. Задачи на поиск причин событий:

а) детям предлагаются ситуации, когда необходимо предположить несколько причин их возникновения. Например:

Утром Дима проснулся раньше обычного.

Солнце ещё не ушло за горизонт, но уже стало темно.

Сидевший у ног хозяина пёс зарычал.

Задание «Придумай, что будет, если…»
- …дождь будет идти не переставая.
-…люди научатся летать как птицы.
-…собаки научатся разговаривать человеческим голосом.
-…оживут все сказочные герои.
-… из водопроводного крана польётся апельсиновый сок.

Задания «Что случится, если…»
-исчезнут комары,
-перестанет идти дождь,
-люди вырубят леса и т.д.

Проблемные ситуации такого вида:
- Что делать, если нужно узнать погоду, не выходя на улицу?
- Что делать, если нужно поджечь костёр на поляне, а у вас нет спичек?
- Вам нужно срочно нарисовать что-то, а под рукой нет ни карандашей, ни красок?
- Как помирить медвежат из сказки «Два жадных медвежонка», разделив между ними сыр?
- Как нарисовать поляну, полную грибов, но не рисовать при этом сами грибы?

8. Метод мозгового штурма и задания по нахождению плюсов и минусов в разных ситуациях. задач с неполными условиями.

Задачи решаются путем расширения информации за счет вопросов.

-На поляне в парке лежат 5 угольков, морковка и шарф. Эти предметы ни кто специально туда не клал. Как они там оказались?
-Гном жил на девятом этаже. Когда он садился в лифт, то доезжал лишь до шестого этажа, потом шел пешком. Почему?

© 2015. МБДОУ «Детский сад №154 «Почемучка».

Адрес: г. Невинномысск, ул. Кооперативная, 172.
Телефон: 8 (86554) 6-96-59.
Эл. почта: 154ds-nev@mail.ru
Интернет-приёмная (форма обратной связи)