Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №154
с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников»
 

Развитие дивергентного мышления как один из методов работы с одарёнными детьми

«Если в детстве не стимулировать творческие задатки ребенка, то потом  творчества не будет». (А.М. Матюшкин).

Обычно в школе рассматриваются конвергентные задачи, т.е. имеющие вполне определенное условие, строгий алгоритм решения и единственно верный ответ, которые рассчитаны на развитие главным образом конвергентного мышления.

Однако жизнь, как известно, ставит перед человеком дивергентные задачи, т.е. имеющие много вариантов правильных ответов и соответственно различные варианты решений.  Многовариантность ответов и решений задач создает оптимально благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка, позволяет ему проявлять беглость, гибкость и оригинальность мышления в процессе работы над задачей.

Как известно, конвергентное мышление  – это последовательное, логическое, однонаправленное мышление. Как отмечает А.И.Савенков, «этот тип мышления считается более простым по сравнению  с творческим, но от того важность его при формировании обучаемости ребенка не уменьшается. Формируемые в ходе решения данных задач интеллектуальные умения имеют общий, универсальный характер».

 Многие десятилетия усилия методистов в соответствии с традициями отечественных образовательных программ и учебников были главным образом направлены на разработку методических подходов к решению конвергентных задач.

Дивергенция - это прием расширения границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения.

Наиболее эффективно использование дивергенции при неустойчивой или неопределенной цели исследования или когда цель носит условный, приблизительный характер. Любые варианты возможных решений принимаются к рассмотрению: противоречивые, не имеющие отношения к проблеме, отдаленные, неточные. Это и расширяет поле поиска. Направление исследования может меняться в ходе его проведения. Исследователь старается освободить себя от традиционных решений, мотивировать чувство собственной неуверенности.

Дивергенция - это проверка на устойчивость идей, подходов, направлений в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета. На этом этапе не принимаются решения, это этап свободного блуждания в проблематике.

Здесь наибольшую важность имеет постановка вопросов, отражающих суть проблем.

Работа с одарёнными детьми- одно из приоритетных направлений современного образования.

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Вместе с тем, наиболее часто встречающиеся  проблемы:

  • Неприязнь к школе;
  • Игровые интересы;
  • Погружение в философские проблемы;
  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

Причиной уязвимости  таких детей является:

  • Стремление к совершенству;
  • Ощущение неуязвимости;
  • Нереалистические цели;
  • Сверхчувствительность;
  • Потребность во внимании взрослых;
  • Нетерпимость.

Изучив различную литературу, определяют, что развитие креативности мышления предполагает:

  • Личность педагога является ведущим фактором любого обучения.
  • Педагоги, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за ребят. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это детям. Они больше спрашивают и меньше объясняют.
  • Большинство педагогов старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ детей, а педагоги одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагирования на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит  к тому, что ребята  больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от взрослого.

Это и есть тот самый  важный момент в работе с одаренными детьми.

© 2015. МБДОУ «Детский сад №154 «Почемучка».

Адрес: г. Невинномысск, ул. Кооперативная, 172.
Телефон: 8 (86554) 6-96-59.
Эл. почта: 154ds-nev@mail.ru
Интернет-приёмная (форма обратной связи)